Доступная среда
«Создание современной здоровьесберегающей среды для воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
В настоящее время вопрос о создании специальных условий, доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обеспечения равного доступа к образованию стал одним из актуальных.
Инклюзивное образование сегодня является одним из приоритетов государственной социальной политики России. В законе «Об образовании в Российской Федерации» политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования закреплена на государственном уровне и гарантирует создание необходимых условий для лучения качественного образования (ст.5 п.1 закона).
В государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечается: «В образовательных организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Концепция инклюзивного образования заключается в изменения самого образования (условий, программ, среды, средств обучения) с целью обеспечения права каждого ребенка на получение качественного образования вместе с другими детьми.
В детском саду №49 «Белоснежка» в рамках исполнения государственной программы «Доступная среда», проведены мероприятия по созданию необходимых условий для обучения и полноценного развития детей -инвалидов и детей с ОВЗ.
В нашем детском саду созданы условия для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию по образовательным программам дошкольного образования, с учётом особенностей их развития.
Были проведены значительные работы по обеспечению архитектурной доступности детского сада для детей инвалидов:
-обустройство входа в групповое помещение;
-установка пандуса;
-расширение дверных проёмов;
-оборудовано санитарно- гигиеническое помещение.
Закуплено современное учебное, реабилитационное оборудование, обеспечивающее условия для организации коррекционно- педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
-диагностическое оборудование для проведения психолого - педагогического обследования;
-коррекционно - развивающий программный материал для занятий по развитию и коррекции речи;
- комплект методических пособий;
- персональные компьютеры с установленным программным обеспечением.
Данное оборудование сосредоточено в специальном кабинете коррекции.
Новое современное оборудование опробировано воспитателями в процессе проведения диагностических, коррекционных и развивающих мероприятий с детьми.
В ДОУ разработана психолого-медико-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа.
На данный момент в учреждении разработано:
- одна адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ;
- на каждого ребенка с ОВЗ разработан индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями;
- все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики.
Также созданы условия для повышения педагогической компетентности воспитателей через проведение семинаров, консультаций, участие в вебинарах.
В течение учебного года в рамках образовательной деятельности уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возраста.